Вторник
21.05.2024
20:03
Категории раздела
Мои статьи [0]
Семинары. педсоветы. [1]
Презентации, статьи.
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Понравился ли Вам мой сайт
Всего ответов: 1
Полезные ссылки
  • Сайт "Педагогическая планета"
  • Официальный сайт uCoz
  • МОУ СОШ №8 Миллерово
  • Решу ЕГЭ
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителя математики Колесниковой Татьяны Васильевны
    Главная » Статьи » Семинары. педсоветы.

    Педсовет "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника".

    Педсовет " Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника".

    Цели:

    - проанализировать состояние психологического климата на уроках и

       выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной

      среды на уроке и препятствующие этому;

    - сформировать мотивацию педколлектива на создание комфортной среды на уроках.

    Задачи:

    • разработать план деятельности педколлектива по созданию

                благоприятного для развития личности школьника

               психологического климата на уроках;

    • разработать «Заповеди учителя школы» как основы

                психолого-педагогического обеспечения урока.

    Подготовка:

    1)      анкетирование учащихся 5 – 11 классов;

    2)      составление программы наблюдений, посещение уроков;

    3)      анализ материалов, выявление тенденций;

    4)      учителя готовятся высказать свое мнение по следующим вопросам:

    - Комфорт на уроке – важно ли это?

    - Какие условия могут его обеспечить?

    - Что осложняет взаимоотношения между учеником и учителем?

    - Можно ли предотвратить конфликт?

    Форма проведения педсовета: продуктивная игра..

    В ходе педсовета будут работать 7 групп.

     

    Эпиграф: «И нам дано предугадать, как наше слово отзовется…»

    1. Психологический настрой "Все в твоих руках”.

    (Притча)

    "Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”.

       В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя "как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

      Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и  воспитания.

    2. Теоретический ввод

    ü  Вхождение в тему (метод «Ассоциации»)

    Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?»

    (Слова должны начинаться с букв данного слова.)

    К         Красота

    О         Органичность

    М        Мама

    Ф         Фантазия

    О         Отдых

    Р          Радость

    Т          Тепло

    Что такое комфорт?

    Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).

    Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

        Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

       В развивающей системе обучения Л. В. Занкова, в иных инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».

      Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

    Ничему меня не научит

    То, что тычет, талдычит, жучит...

        Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

         Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.

        Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на "хороших” и "плохих”, "умных” и "глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

        Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке. Такую систему мер мы попробуем сегодня разработать.

        В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

        Это декларируется в законе РФ "Об образовании”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

       В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28. 2 гласит: «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией».

       Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению. 

    3. Наблюдения, анкеты.

       Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта школьников на уроке. Такую систему мер мы попробуем сегодня разработать.

    4. Решение ситуаций с помощью принципов создания атмосферы психологического комфорта в классе (психолог-гуманист  Карл Роджерс):

    1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие;

    2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности;

    3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;

    4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;

    5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика;

    6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;

    7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия;

    8 Он должен открыто выражать группе свои чувства;

    9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;

    10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

    5. Педагогические ситуации.

    Перед вами ряд затруднительных педагогических ситуаций.

    Познакомившись с содержанием каждой из них, не обходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, как правило, будет 7-й и последующие варианты ответов на ситуацию.

                                                                          Ситуация 1

    Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, глядя вам прямо в глаза, заявил:

    «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия».

    Как вы отреагируете на это?

    Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.

    1. « Вот тебе и на!».

    2 «А что тебе смешно?».

    3.    «Ну, и ради бога!».

    4.    «Ты что, дурачок?».

    5.    «Люблю веселых людей».

    6.    «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».

    7.     

                                                                                Ситуация 2

    В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы как педагог сможете нас чему-то научить».

    Ваша реакция:

    1.    «Твое дело — учиться, а не учить учителя».

    2.    «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

    3.    «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя».

    4.    «Тебе просто не хочется учиться».

    5.    «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

    6.    «Давай поговорим об этом подробнее. Что наводит тебя на подобную мысль?».

    7.     

     

    Ситуация 3

    Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!». Какой должна быть реакция учителя?

    1.   «Не хочешь — заставим!».

    2.   «Для чего же ты тогда пришел учиться?».

    3.   «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

    4.   «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?».

    5.   «Не мог бы ты объяснить, почему?».

    6.         «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав ».

    7.

                                                                          Ситуация 4

    Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)».

    Как нужно ответить ему?

    1.   «Попробуй только!».

    2.   «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».

    3.   «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».

    4.   «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».

    5.   «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?».

    6.   «А что ты собираешься делать дальше?».

    7.   «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе».

    8.   «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел(а) бы знать, почему это так именно для тебя».

    9.

                                                                        Ситуация 5

         «Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия».

    Как на это должен отреагировать учитель?

    1.    «Перестань говорить глупости!».

    2.    «Ничего себе, додумался!».

    3.    «Может быть, тебе найти другого учителя?».

    4.    «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?».

    5.    «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?».

    6.    «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?».

    7.

                                                              Ситуация 6

       Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». Как следует на это отреагировать учителю?

    1.   «Ну вот, опять!».

    2.   «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности? ».

    3.   «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».

    4.   «Я хотел(а) бы знать, почему?».

    5.        «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?».

    6.   «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?».

                                                             Ситуация 7

             Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся».

    Как должен ответить учитель на такую просьбу?

    1.    «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?».

    2.    «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков!».

     

    3.    «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».

    4.    «Я хотел(а) бы знать, почему я должен(на) особо выделять тебя среди остальных учеников?».

    5.    «Если бы я тебе сказал(а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?».

    6.    «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?».

    7.

    Если испытуемый получил среднюю оценку выше 4,5 балла, то его педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми.

    Если средняя оценка находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла, то педагогические способности считаются среднеразвитыми.

    Наконец, если средняя оценка оказалась меньше, чем 3,4 балла, то педагогические способности испытуемого рассматриваются как слаборазвитые.

    А как вы действуете в условиях конфликта? Каждый из вас получит таблицу с пятибалльной шкалой. Я буду зачитывать утверждение, а вы определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта: 5 – весьма типично, 4 – часто, 3 – иногда, 2 – редко, 1 – совсем не типично. Внесите номер утверждения в соответствующий столбец таблицы.

    1. Худой мир лучше доброй ссоры.
    2. Если не можете другого заставить думать так, как хотите, заставьте его делать, как вы думаете.
    3. Рука руку моет.
    4. Ум хорошо, а два лучше.
    5. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
    6. Кто сильнее, тот и правее.
    7. Не подмажешь – не поедешь.
    8. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чём все болтают.
    9. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.
    10. Слово «победа» чётко написано только на спинах врагов.
    11. Убивай врагов своих добротой
    12. Честная сделка не вызывает ссоры.
    13. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
    14. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
    15. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
    16. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
    17. Ты – мне, я – тебе.
    18. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет влечь пользу из истин, которыми обладают другие.
    19. Кто спорит – ни гроша не стоит.
    20. Кто не отступает, тот обращается в бегство.
    21. Кто дарит – друзей наживает.
    22. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
    23. Лучший способ решать конфликты – избегать их.
    24. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
    25. Кроткость торжествует над гневом.
    26. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.
    27. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
    28. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
    29. В этом мире есть только две породы людей: победители и побеждённые.
    30. Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.
    31. Взаимные уступки прекрасно решают дела.
    32. Копай и копай без устали – докопаешься до истины.

       А сейчас посчитайте общую сумму баллов. Самое большое количество баллов и определяет ваш тип поведенческой стратегии. Если в каких-либо колонках одинаковое количество баллов, то используются две стратегии

    Тип 1-ый: «ЧЕРЕПАХА» - стратегия ухода под панцирь, то есть отказ от достижения личных целей и от участия во взаимоотношениях с окружающими.

     Тип 2-ой: «АКУЛА» - силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения – нет. Им не важно, любят ли их, они считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.

     Тип 3-ий: «МЕДВЕЖОНОК» - стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения – важны, цели – нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.

     Тип 4-ый: «ЛИСА» - стратегия компромисса. Умеренно – и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения

    Тип 5-ый: «СОВА» - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.

     

    7. Выработка в группах правил психологического комфорта на уроке.

    Технология, приемы  создания психологического комфорта на уроке (Д. Карнеги):

    1) УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

    2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени;

    3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других;

    4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни;

    5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

    6) Искренне интересуйтесь людьми.

    7) Будьте хорошим слушателем, говорите о том, что интересует собеседника, внушайте ему осознание его значимости.

    Золотые правила психологического комфорта на уроке

    Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

    Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

    Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

    Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

    Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).

    Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

    7.    Рефлексия

    И нам хотелось бы закончить наш педсовет такой притчей.(Притча о гвоздях)

     

     

     






    Категория: Семинары. педсоветы. | Добавил: koleso (08.12.2013)
    Просмотров: 5325 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: